Онлайн-конференция на тему: "Новый учебный год в белорусских школах"

Онлайн-конференция на тему: "Новый учебный год в белорусских школах"

Онлайн-конференция на тему: "Новый учебный год в белорусских школах"
Чуть меньше месяца остается до начала нового учебного года. У всех родителей страны начинается горячая пора подготовки своих детей к школе и, конечно, возникает множество вопросов. 

Будет ли что-то меняться в этом году, как идет проверка готовности школ к новому учебному году, насколько технологии и дальше будут внедряться в процесс образования? 8 августа на эти и другие вопросы ответили гости онлайн-конференции на сайте Белтелерадиокомпании: 

- Ирина Каржова, заместитель начальника Главного управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь;

- Ольга Тиринова, ведущий научный сотрудник лаборатории начального образования НИО, кандидат педагогических наук;

- Ольга Зеленко, заместитель директора по научно-исследовательской работе НИО, доктор педагогических наук. 

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, ребенок идет в первый класс. Волнуюсь за него. Как его настроить, что это не детский сад, не игра. А более серьезный и ответственный период - получение образования?

Анна (Минск):

Ольга Тиринова: Очень хорошо, что родители заранее проявляют интерес к подготовке ребенка к школе. Волноваться не нужно, потому что ваше волнение будет передаваться ему. Настраивая ребенка на начало обучения в первом классе, нужно придерживаться золотой середины: с одной стороны надо объяснить ребенку, что это ответственное и важное дело, а с другой стороны ни в коем случае нельзя запугивать ребенка школой. Будущего первоклассника нужно настраивать на позитивное отношение к обучению, объяснять, что он становится более взрослым и ответственным, будет сам отвечать за свои поступки. Нужно объяснить ребенку, что учеба в школе - такое же важное дело, как и работа родителей. Учеба приравнивается к профессии взрослого человека. Учеба - это труд, и, конечно, надо будет проявлять старание, усидчивость, ребенок должен быть к этому готов. 

В то же время надо объяснить ему, что в любимые игры и игрушки он сможет поиграть после школы, это тоже важный момент, ребенок может переживать, волноваться, что у него не останется на это времени. Родителям первоклассников хочу сказать, чтобы они не спешили убирать из комнат будущих первоклассников любимые игрушки и игры, потому что очень важно сохранить привычное окружение детей. Даже в школе мы создаем особые условия для адаптации малышей, обучение в первом классе начнется с курса введения в школьную жизнь, не сразу начнутся уроки. Ребенок сначала адаптируется, знакомится с одноклассниками, и только после этого начинаются серьезные школьные предметы.

Сколько первоклашек и выпускников ожидается в белорусских школах в этом году?

Даша (Неизвестно):
Ирина Каржова: У нас сейчас горячая пора - подготовка школ к началу учебного года. В новом учебном году более 3 тысяч школ распахнут свои двери для учеников. За парты сядут 1 миллион 30 тысяч учащихся. Количество первоклассников - 115 тысяч. Не может не радовать тот факт, что и в прошлом, и в этом году у нас увеличивается и количество учащихся, и количество первоклассников. Выпускников 11-ых классов мы ожидаем более 53 тысяч, 9 классов - около 87 тысяч.

Обязательна ли школьная форма для учеников старших классов? Или можно просто купить что-то делового стиля?

Ирина (Неизвестно):
Ирина Каржова: Я хочу пояснить, что у нас в стране нет обязательной школьной формы. Ее нет уже давно. 

В школах, гимназиях, лицеях рекомендована одежда делового стиля, но обязательной школьной формы нет

Школа не только учит, но и воспитывает, прививает вкус к красивому внешнему виду. Учащийся должен понимать, в каком виде идти в спортзал, в какой одежде сидеть возле подъезда, в чем ходить в школу. Ведь мы, взрослые, тоже разделяем свою одежду. Поэтому в учреждениях общего среднего образования, в гимназиях, лицеях рекомендована одежда делового стиля. 

На сайте Министерства образования в разделе "Одежда делового стиля" предложены варианты. Для девочек - юбка, сарафан, пиджак, брюки, жилетки. Для мальчиков - брюки, пиджаки, жилетки, джемпера. Какая одежда должна быть в каждом конкретном учреждении образования, решает администрация этого учреждения вместе с родителями и учениками. Возможно использование эмблемы лицея, гимназии. 

В школу надо ходить нарядным в праздничные дни и на торжественные мероприятия, в обычный день - просто, аккуратно и по-деловому одетым. Мы рекомендуем одежду делового стиля для старшеклассников, потому что считаем, что это воспитывает умение одеваться.

Можно ли ребенку давать ссобойку в школу, или лучше деньги + оплаченные обеды?

Светлана (Борисов):
Ирина Каржова: Вопрос ссобоек - очень неоднозначный.

Если родители категорически против питания детей в школе, никто заставить не может 

По существующим нормативам школьники должны получать горячее питание каждые три с половиной - четыре часа. Родители должны понимать, что обучение - это хорошо, получать знания - замечательно, но здоровье ребенка на первом месте. И в школе учителя, классные руководители должны проводить разъяснительную работу, объяснять, для чего ребенок должен получать горячее питание. Сегодня во всех школах созданы для этого условия. Работают столовые, кафе, есть предварительный заказ меню. Администрация должна все это родителям показать, они даже сами могут прийти в школу и попробовать еду. Но если родители все же категорически против питания в школе, никто заставить не может. 

Но тут же надо смотреть, что в ссобойке и при каких санитарных условиях дети ее съедают - прямо на парте на бумажках... Никто не запрещает положить в портфель яблоко, конфету, печенье, чтобы на перерыве перекусить. Но горячее питание никакая ссобойка не заменит. И вопрос еще, как эта ссобойка сохранилась, пока ребенок начал кушать. Все-таки здоровье должно быть на первом плане.

Подскажите, пожалуйста, частый вопрос, но все же - лучше отдать ребенка в школу в 6 лет или с 7-ми?

Иван (Могилев):
Ольга Тиринова: Актуальный вопрос для семьи, в которой растет ребенок, и в тоже время он индивидуальный. В первую очередь надо обращать внимание на особенности развития ребенка. Из опыта практической работы в школе могу сказать, я встречала очень успешных учеников, которые начинали обучение в первом классе, даже не достигнув шестилетнего возраста. И при этом в классе может быть, ученик, которому уже исполнилось 7 лет и в то же время он испытывает определенные трудности при освоении учебной программы.

Законодательство нацеливает на обучение с 6 лет, но решение принимают родители

Подчеркну, что наше законодательство нацеливает на начало обучения с 6 лет, но право в принятии этого важного решения принадлежит родителям. Очень хорошо, если у родителей есть возможность посоветоваться с врачом, которые лично знает и наблюдает ребенка, с воспитателями дошкольного учреждения. Если решение принимается в семье, то в первую очередь необходимо обратить внимание на состояние здоровья ребенка.

В этом вопросе очень важны два момента:
  1. Родители должны четко отдавать себе отчет, как часто ребенок болеет, есть ли у него хронические заболевания.
  2. Есть четкое разведение таких понятий как паспортный возраст и биологический возраст ребенка.
Биологический возраст можно проверить даже дома. Существует такой тест: нужно попросить ребенка одной рукой обхватив голову, дотянуться до противоположного уха. Если ребенок не может дотянуться, значит, в его организме еще не произошел скачок роста, когда он уже и физически и интеллектуально будет готов к нагрузкам, которые связаны с обучением в школе.

Родители еще должны обращать внимание на то, умеет ли ребенок принимать правила, которые установлены дома или в детском саду, как он может выполнить то или иное задание, готов ли ребенок идти на новый контакт со сверстниками и взрослыми.
  

Учебные программы и учебники для первого класса рассчитаны на 6-леток

Самое главное понимать, что все учебные программы и учебники для первого класса рассчитаны на начало обучения с 6-ти лет. Мы понимаем, что ребенок приходит в школу не демонстрировать готовые знания, а учиться и получать новые знания. Учителя говорят, что лучше не учить читать ребенка, а развивать его, разговаривая с ним. Нужно общаться с ребенком как можно больше. В нынешнее время это очень актуально, потому что не только дети тянуться к компьютерам, но и родители. Не нужно учить писать, нужно развивать мелкую моторику руки, вместе лепить, рисовать, делать поделки.

Изменится ли в чем-то школьная программа и для каких классов? И обязательно ли приобретать рабочие тетради по тем или иным предметам?

Оксана (Гродно):
Ольга Зеленко: Что касается учебных программ, то они у нас обновляются, поэтапно вводятся в учебный процесс, начиная с 2015-2016 учебного года.

Основные изменения коснутся учебных программ 9 класса

В новом учебном году по обновленным учебным программам будут учиться девятиклассники. В общих чертах могу сказать, что основная задача этих изменений предполагала обеспечение доступности содержания образования и усиления его практикоориентированности.  Чтобы решить эту непростую задачу, разработчики учебных программ исключили отдельные, сложные для восприятия и понимания темы, либо перенесли их в 10-11-е классы. Сокращен перечень обязательных для усвоения понятий и терминов. Более того, по каждому разделу учебной программы, по каждому предмету прописаны требования к результатам учебной деятельности учащихся. Эти требования прописаны для того, чтобы учитель не мог вольно трактовать учебную программу, а требовал от учащихся именно то, что в учебной программе зафиксировано.  

Акцент сделан на практикоориентированность образования, то есть на том, что будет формировать у учащихся  умение решать жизненные задачи, действовать в реальных жизненных ситуациях, решать те проблемы, которые ставит перед человеком сама жизнь. С этой же целью усилены межпредметные связи. Это значит, что если какие-то знания, например математические, необходимы для изучения учебного материала по физике, то, конечно же, учащиеся должны получить их до изучения определенной темы по физике.

Рабочие тетради не являются обязательными

Что касается, рабочих тетрадей, то они не являются обязательными для использования. Учитель с учетом подготовленности конкретного класса, познавательных потребностей учащихся,  может рекомендовать использовать рабочую тетрадь. Но это, повторюсь, необязательный компонент учебно-методического комплекса. Обязательна у нас только рабочая тетрадь по математике в первом классе, но она входит в комплект учебников.

Ведущая: А прописи?

Ольга Зеленко: Прописи мы просто не называем рабочими тетрадями. Но, возможно,  она в таком бытовом понимании, как тетрадка воспринимается. Да, они тоже обязательны. 

Разработчики рабочих тетрадей включают туда задания, дидактические материалы, которые могут не совпадать  с методикой преподавания конкретного педагога, поэтому он сам принимает решение, какую тетрадь выбрать и стоит ли вообще это делать. Мы можем только рекомендовать.

Ирина Каржова: Я хочу добавить, что сегодня есть в продаже рабочие тетради в помощь учащимся для выполнения лабораторных работ по отдельным предметам. Туда можно вписать уже  свой конкретный результат эксперимента. Но если ребенок отказывается по какой-то причине приобрести эту тетрадь, учитель не может его заставить. Еще раз обращаем внимание, что это необязательно, в помощь учителю, в помощь ребенку. Даже если один ребенок в классе отказывается ее использовать, это его право. 

Ольга Зеленко: Я думаю, что появление этих тетрадей - замечательная идея. Рабочие тетради систематизируют знания. Помогают лучше усвоить полученную информацию.

Как идет проверка готовности школ к новому учебному году? Все ли учреждения получат паспорта готовности и к какому числу они должны быть готовы?

Павел (Гомель):

Ирина Каржова: Все школы должны быть готовы к 1 сентября. Сейчас учредители - а это, как правило, районные отделы образования - проверяют на местах готовность школ к началу учебного года. Это процесс непростой, не так, что пришел, посмотрел и ушел. Создается комиссия, в нее входят представители органов управления образования, здравоохранения, МЧС, все вместе проверяются безопасные условия пребывания детей. 

Вопрос не только в том, закончен ли ремонт, а ремонты сейчас заканчиваются в школах. Представители здравоохранения обращают внимание на санитарные нормы: санузлы, источники питьевой воды, пищеблоки. В школу надо завезти учебники, укомплектовать ее педагогическими кадрами. Есть молодые специалисты, которые едут по распределению, по заявкам. Они должны прибыть на место и приступить к работе. Если возникают форс-мажорные ситуации, а это жизнь, и всякое может быть, их нужно срочно решать. Комиссия объезжает и прилегающие территории, проверяет наличие ограждения школьной территории, есть ли вокруг обозначение, что это школа, есть ли подъездные пути и освещение. После того, как все проверено, комиссии заполняют паспорта готовности. В каждом районе есть графики принятия учреждений образования, и каждая школа конкретные сроки устанавливает для себя. 

Ведущая: А сейчас уже школы получают паспорта готовности?

Ирина Каржова: Да. Процесс уже пошел. Пока цифра не велика, на начало августа. Но такого не было, чтобы к началу учебного года школа не была готова. Будут приняты все меры, если даже комиссия выявит недочеты, чтобы их устранить и своевременно школу открыть. Да, есть школы на капитальном ремонте, но и по ним уже решено, в каком учреждении образования будут учиться дети. 

Сколько новых школ в этом году откроется в Минске и в Беларуси в целом? И обратный вопрос - есть ли школы, которые прекратили свое существование в этом году?

Ольга (Минск):

1 сентября 8 новых школ откроются и 15 закроются

Ирина Каржова: 8 новых школ откроют двери 1 сентября. Это 2 школы в Минске (в Первомайском и Фрунзенском районах), 2 - в Бресте, 1 - в Гродно, 1 - в Островце Гродненской области, 1 - в Борисове и 1 - в Могилеве. 

Да, есть и обратный процесс, школы закрываются, идет оптимизация учебного процесса. Те же местные власти проводят оптимизацию сети учреждений образования с учетом специфики региона. Если в данном селе нет производства и центр сельского хозяйства перенесен в другой населенный пункт, то местные власти анализируют, насколько целесообразно содержать малокомплектную школу, в которой меньше 25 учащихся, или экономически целесообразно ее закрыть  и организовать подвоз детей в ближайшее учреждение образования. Данный вопрос, несмотря на то, что находится в компетенции районного руководства, также  находится на жесточайшем контроле в Министерстве образования. Каждая область да 1 декабря нам присылает планы предполагаемой оптимизации учебной сети на следующий год.   Мы рассматриваем ситуацию в разрезе каждого учреждения образования с учетом перспективы. Например, если в этом году первоклассников не ожидается, то сколько их будет на следующий год. И если на следующий год в этом населенном пункте будет уже 7 первоклассников, то зачем закрывать школу?

Следующее, на что обращаем внимание,  - куда будут трудоустроены освобождающие педагогически и технических работники. Им должно быть предложено новое место работы.  Обращаем внимание на организацию подвоза.  По санитарным нормам и правилам время подвоза не должно превышать 30  минут. Данное требование должно выполняться.

Обращаем внимание на информационную работу с родителями. Им нужно объяснить, что школу закрывают не только потому, что она дорога  в содержании, но и потому, что невозможно обеспечить качественное обучение. Ведь если школа маленькая, на 25 учащихся, здание нецелесообразно ремонтировать, в ней не будет современного оборудования. У нас работает программа, когда за счет централизованных средств  республиканского бюджета  закупается оборудование для кабинетов физики,  химии, биологии. Как можно без него изучать эти сложные предметы и выполнять практические работы?  Родителям нужно разъяснить, что  если учатся 1-2  ребенка  в классе, и в школе не хватает учителей-предметников, а одному учителю приходится преподавать несколько предметов,  не связанных с собой по смыслу,  о каком качестве обучения может идти речь. Важна и социализация. Ребенок должен уметь вести себя в  классе, обществе, общаться со сверстниками. Это  все нужно разъяснять родителям. На основании всех факторов Министерство  образования согласовывает  либо направляет на доработку планы оптимизации  на следующий учебный год. К этому учебному году мы согласовали закрытие в республике 15 учреждений.

В прошлом году в ряде стран Европы запретили детям пользоваться мобильными телефонами в школе. Ждут ли нас такие изменения?

Вадим (Неизвестно):
Ирина Каржова: Министерством образования рекомендовано, чтобы к началу учебного года  в уставных документах учреждения образования было определено, как будут использоваться  мобильные телефоны в школах.  Не скрою, что этот вопрос на протяжении прошлого года  неоднократно поступал в Министерство образования  со стороны родителей, причем мнения  были разные. Одни родители говорили, что нужно запретить телефон в школе, другие - запретить на уроке, третьи - запретить на перемене. 

Каждое учреждение образования определяет, как его ученики могут использовать мобильные телефоны

Для чего перерывы? Для того, чтобы ребенок мог подвигаться, переключиться на другой урок, пообедать. Родители волнуются, что вместо всего этого ребенок сидит в телефоне, и это вредит его здоровью. Для каких-то родителей телефон - средство контроля ребенка, и они не готовы отказываться от него. Поэтому Министерством образования рекомендовано каждому конкретному учреждению образования к 1 сентября определить, каким образом  учащиеся в нем будут использоваться мобильные телефоны. С учетом специфики учреждения образования, с учетом запросов родителей, с учетом организации учебного процесса. Сказать сегодня однозначно: "Уважаемые родители! Не давайте телефон!" - не получится. Ребенок идет в школу. Мы уже себя не представляем без телефона. Но опять же - это его здоровье. Не отвлекает ли телефон на уроке, и насколько нужен он на перерыве.  

Ольга Зеленко: Да, вопрос непростой. В современные учебники включили элементы, дополняющие основное содержание учебного пособия, выход на эти электронно-образовательные ресурсы возможен через QR-код, который считывает мобильное устройство. Это элементы дополненной реальности, когда ученик может увидеть 3D-модель, например, либо посмотреть на лабораторный опыт, либо стать участником виртуальной экскурсии. Как же здесь без мобильного телефона обойдешься? 

Уйдем ли мы когда-нибудь от оценочной системы и полностью от бумажных дневников. Может быть, стоит и родительские собрания проводить в режиме онлайн, как считаете?

Сергей (Минск):
Ирина Каржова: Что касается оценочной системы,  сегодня в республике действует 10-балльная система - от 1 до 10 баллов и все отметки являются положительными. Кроме этого, у нас есть запись "зачтено", "не зачтено". В 1-2-ых классах у нас безотметочное  обучение, баллы не выставляются, есть только запись "зачтено" или "не зачтено". Как и по отдельным предметам в 3-4 классах.   По отдельным предметам и на второй ступени обучения мы  не выставляем  отметку в баллах. Напрмер, основы безопасности жизнедеятельности - предмет, который призван научить, как себя вести в сложной ситуации. Или мировая  и отечественная художественная культура, где отметка выставляется тоже не в баллах,  а зачтено или не зачтено. 

Вопрос оценок неоднократно обсуждался и с родителями,  и с педагогами, и просто с общественностью.   Пока принято решение, что мы отметки в баллах сохраняем. Это стимулирует учеников, да и родители говорят, что так проще понять, на каком уровне  сегодня ребенок. 

Онлайн-дневники не запрещены, но не являются обязательными

Что касается  дневников. Да,  сегодня во всех школах  есть дневники на бумажной основе, отдельно дневники для учащихся начальной школы и дневники для учащихся старших классов.   В некоторых школах сегодня есть и электронные дневники. Эта тенденция распространяется по стране, но не является обязательной. Мы в своих рекомендациях, на встречах с педколлективами и родителями  говорим, что сегодня решение о том, какой будет дневник - электронный,  бумажный  или электронный совместно с бумажным -  принимает руководитель учреждения образования. Все зависит от материальной базы учреждения, контингента учащихся и родителей,  от готовности педагогического коллектива. Идем в этом направлении. Ряд школ использует электронные дневники, но не всегда родители готовы отказаться от бумажного дневника. Пока не принимаем никаких административных норм, занимаемся разъяснением и оснащением учреждений образования. Должна быть и готовность коллектива. Онлайн-дневники не запрещены, но не являются обязательными.

Ведущая: Вторая часть вопроса о  родительских собраниях в режиме онлайн? Какие есть мысли по этому поводу у Министерства образования?

Ирина Каржова: Родительское собрание - это в первую очередь общение педагогов и родителей, во время которого решаются  текущие вопросы, обсуждаются запланированные темы. Сейчас родитель и педагог имеют возможность работать в онлайн-режиме через "Вайбер", "ВКонтакте". Создаются группы. Это не запрещено. Но проводить родительское собрание в онлайн-режиме - я такого не слышала. Решение о форме собрания принимает классный руководитель, как ему удобно. Заменит ли сегодня онлайн-общение непосредственное живое общение - я сказать не готова. Оповестить о чем-то оперативно мессенджер помогает, но решить серьезные вопросы, поговорить - с его помощью сложно.

Сейчас и ребенок с родителем общается чаще в онлайн-режиме, если мы еще и собрания переведем в онлайн-режим… Я не уверена, что это правильно.

Будут ли по каким-нибудь предметам новые учебные пособия в этом году? И еще вопрос по старым учебникам - иногда ребенок получает в "наследство" от предыдущих поколений книги не в лучшем состоянии. Может, стоит печатать их чуть в худшем качестве и недорого, но одноразовые скажем так. Заплатил и забрал насовсем.

Мария (Неизвестно):
Ольга Зеленко: Само предложение печатать книги не в лучшем качестве я не поддерживаю. 

Обычно учебник используется 5 лет. После - либо новое издание, либо абсолютно новый учебник

Школьный учебник должен быть книгой высокого качества. Более того, к школьному учебнику предъявляются конкретные требования санитарных норм и правил. Они касаются качества бумаги, размера шрифта, иллюстраций. Конечно же, как предлагает Мария, печатать каждый год новый учебник - это очень дорогое удовольствие. У нас для учебников определены так называемые сроки фондирования. В среднем, от 4 до 6 лет. Все зависит от того, сколько раз в неделю изучается учебный  предмет.
  
Если ребенок учебник получил в совсем изношенном состоянии, выход есть. Школа всегда получает резервное количество учебников, и библиотекарь, когда видит, что учебник уже приходит в негодность, то может из этого резервного фонда книгу заменить. Если же в школе не осталось таких резервных учебников, всегда есть возможность договориться на уровне города, района, области - через перераспределение получить получше учебник. 

Ведущая: Наверное, родителям стоит проговорить с детьми, чтобы поаккуратнее обращались с учебниками?

Ольга Зеленко: Этому учат в школе. С первого класса объясняют, что нужно аккуратно обращаться. Более того, ребята привлекаются и к самостоятельному ремонту - "Книжкина больница" - по-разному называются эти акции. Ребенок должен понимать: был где-то неаккуратен - исправь, приведи в порядок!

В Беларуси отказались от экзаменов в 5-е классы гимназии. Было ли это правильным решением, что показывает практика? И будут ли меняться правила в дальнейшем в этом направлении?

Елена (Неизвестно):
Ирина Каржова: В прошлом году прием в 5-ые классы гимназий осуществлялся без вступительных экзаменов. Был принят указ Президента, который это регламентировал. Исходили из двух моментов. Ребенок закончил 4 класса, но он еще ребенок. Маленький совсем, а его впереди ждали 3 вступительных испытания. Это стресс. А мы сегодня уже не раз говорили, как важно сохранить здоровье ребенка, стране нужны здоровые граждане. Нужен ли этот стресс для ребенка? Он порой даже не понимает, для чего эти экзамены сдает. Часто это вопрос престижа для родителей. Где учится твой ребенок? В гимназии, а твой всего лишь в школе? Такое соревнование.

Нам действительно звонили родители по итогам вступительной кампании. Например, ребенок написал работу хорошо - на 8 баллов, но по каким-то причинам не проходит в гимназию. И это опять для него стресс. Поэтому мы пошли на то, чтобы создать равные условия для получения качественного образования в любом учреждении, независимо от того, школа это или гимназия. Мы не просто отменили экзамены в 5 класс гимназии, это был первый шаг. Второй шаг - в обычной школе, начиная с 5-го класса, было разрешено изучать предметы на повышенном уровне - точно так же, как в гимназии. Если в гимназии отличался учебный план  только количеством часов на изучение иностранного языка, то школе было дано право увеличивать количество часов до 2  на тот же иностранный язык. Т.е мы выравниваем условия.

Что касается 8-9 классов… Дети в этом возрасте уже более готовы к своему будущему выбору и уже где-то условно предполагают, чем хотят заниматься в жизни. И мы разрешили эти 2 часа направлять на другие предметы. Так называемая профориентация. Для этого разработали факультативы. А уже в 10 классе, когда ребенок получает свой первый документ - свидетельство об общем базовом образовании - вся проделанная подготовительная работа дает ему возможность определиться: он хочет обучаться в базовом классе, либо в профильном.

Мы не просто отменили экзамены, мы выстроили систему, позволяющую сохранить здоровье, уберечь от стрессов родителей и детей, и создали равные условия для получения качественного образования, независимо от того, школа или гимназия, город или село.
Сельские дети - это талантливые дети, их талант надо увидеть и помочь ему развиться, создав условия. В этом направлении мы и двигаемся.

Часто ребенок заканчивает школу и не знает, куда ему идти после. Будем ли заниматься профориентацией серьезнее и основательнее, чтобы помочь детям определиться?

Константин (Брест):
Ирина Каржова: 8-9-ые классы позволяют уже допрофильную подготовку вести с учащимися, а в 9-11-ых ребята имеют возможность обучаться в профильных классах, изучать предметы на повышенном уровне. Плюс у нас профильное обучение имеет профессиональную направленность, т.е. в школах открыты педагогические, аграрные классы. Со следующего года появятся спортивно-педагогические классы.

Что касается базовых классов, там детям нужно помочь с определением будущей профессии. У нас введено трудовое обучение, цель его в 10 классе - это освоить профессию. С тем, что дети совсем не знают куда пойти, я не соглашусь. Может быть, не смог выбрать из всего того, что ему предложили, потому что очень много разработано и программ факультативных занятий профориентационной направленности. Эти программы размещены на национально-образовательном портале в свободной доступе. Школы об этом знают, там они очень востребованы.

Показатель качества работы школы ни коим образом не зависит от того, сколько выпускников поступили в вузы. Задача школы - это дальнейшее жизнеустройство, дальнейшая социализация молодых людей. И мы ставим перед школой такую задачу - не должно быть учеников, которые не определились со своим дальнейшим жизнеустройством. На это работает вся система.

Ольга Зеленко: Я могу озвучить название факультативов, которые можно посещать. Например, "Мое профессионально будущее", "Введение в педагогическую профессию", "Введение в аграрные профессии", "Психологические основы выбора военной профессии", "Военный перевод", "Юный защитник Отечества", "Юный пограничник". Определиться можно в процессе посещения этих факультативных занятий. Я уверена, что профориентация идет и в ходе изучения конкретных учебных предметов. Многие выбирают свое профессиональное будущее под влиянием личности учителя.

Слышал про уроки финансовой грамотности для детей. Будут ли внедряться и дальше такие практические, дополнительные предметы в школе?

Олег (Неизвестно):

Ольга Зеленко: Разработаны факультативы по финансовой грамотности. В современном мире без этих навыков никак не обойтись. Помимо факультативов вопросы финансовой грамотности включены в программу учебных предметов. Новые учебные программы как раз направлены на решение практико-ориентированных задач, касающихся финансовой грамотности, на уроках математики, обществоведения, трудового обучения.

Как вы относитесь к частным школам и к домашнему образованию? Не дискредитирует ли наличие такой альтернативы наши государственные общеобразовательные учреждения?

Евгений (Минск):

Ирина Каржова: Сегодня законодательством разрешено, что  в стране могут функционировать государственные и частные школы.

В 2018-2019 учебном году в стране работало 16 частных школ

Если родители выбирают частные школы, это их право. Законодательством определено, что не зависимо от того, государственная это школа или частная, они работают по учебному плану и программам, утвержденным Министерством образования, используют учебники, допущенные Министерством образования.  На выходе и государственные выпускники, и выпускники частных школ получают документ об образовании  установленного образца. Методики обучения у нас нигде не регламентированы. Т.е. написано чему учить и что должно быть на выходе, но не как учить. Методики и в государственной, и в частной школе для себя определяет учитель. Мы готовы к взаимодействию с частными учреждениями образования, никоим образом развитию их не препятствуем. Более того, если родители по каким-то причинам отказываются от обучения в частной школе даже в середине года, они знают, что смогут продолжить обучение в государственном учреждении. 

Домашнего обучения у нас в принципе нет

Что касается домашнего обучения, такого понятия у нас в принципе нет. Есть обучение на дому по медицинским показаниям (эти два понятия всегда путают), и это касается не только детей с особенностями развития. Есть перечень медицинских показаний, утвержденный Министерством здравоохранения, по которым ребенку рекомендовано обучение на дому.  Всякие болезни могут быть. Но это не значит, что ребенок на протяжении всех 11 лет обучается на дому.  Есть сложно перенесенные операции, еще какие-то моменты. Все зависит от того, чем заболел/болен ребенок. Решение об обучении на дому принимается при наличии заключения комиссии ВКК и по заявлению родителя. 

Обучение по индивидуальному плану предполагает промежуточный контроль

Существует еще обучение по индивидуальному плану, когда учащиеся временно или постоянно по каким-то причинам не могут посещать учреждения образования. Например, выезжают на сборы, готовятся и  участвуют в спортивных соревнованиях. Такие же условия обучения могут быть предоставлены и нашим творчески одаренным ребятам. Или по каким-то причинам ребенок уехал за границу с родителями, временно будет отсутствовать. Этот вопрос решается на уровне директора учреждения образования. Родители пишут заявление, в котором указывают причину, по которой ребенок временно не может посещать занятия, проходить аттестацию в установленном порядке. Обучение на дому - не значит, что процесс бесконтрольный. Ребенок числится в школе, администрация несет ответственность за его обучение. Поэтому устанавливается периодичность, в какие сроки ребенок приходит в школу. Ведутся такие промежуточные зачеты, отметки за четверть и за год ему ставят.

Архив online