Новации, которые удалось реализовать на практике, и что предстоит менять в системе образования

Не ломать национальную систему образования, а плавно и спокойно модернизировать ее под потребности времени, экономики и современного общества. При этом идти от жизни и готовить новое поколение белорусов для реальной жизни. С таким глобальным посылом Президент Беларуси провел сегодня комплексное совещание о развитии белорусской школы - средней, профессиональной и высшей. Подробно и детально остановились на ключевых для учеников, преподавателей и родителей вопросах. Например, вузы, которые готовят практиков своего дела, а не теоретиков, причем позавчерашнего дня. Или магистратура -   должна быть выстроена единая система для тех, кто решил посвятить себя науке, инновациям и преподаванию. Болезненный вопрос - программы, учебники и методички. Президент поручил соблюсти баланс - не оттолкнуть школьника от знаний, но привить уважение к книге, школьным предметам. Кроме того, в школу в полной мере вернутся уроки труда, физической культуры, а воспитание гражданина будет пронизывать все гуманитарные дисциплины. При этом от излишней нагрузки на ученика предложено отказаться. Она травмирует детей, отваживает от действительно ценных знаний и отдает откровенным формализмом в образовании. С так называемыми предметами для галочки сталкивался каждый родитель. В целом логика совещания такова - система образования должна меняться в ритме нашего времени. Ни революции, ни застой в этой важнейшей сфере Беларусь себе позволить не может. И именно поэтому государство уделяет школе столько внимания и держит все новации под строгим контролем. О новациях, которые уже удалось реализовать на практике, и том, что еще только предстоит менять в системе образования - наш политический обозреватель Андрей Кривошеев. Знаменитый афоризм середины позапрошлого века гласит: "войны выигрывают не офицеры и солдаты, а их преподаватели". Тогда речь шла о прусской школе, которую, кстати, во многом наследовала и советская система образования. Сегодня вызовов меньше не стало: войны информационные, технологические, за мозги и рынки, шире - за саму возможность сохраниться в истории суверенному государству. Выиграть можем (как и 1,5 века назад) только преподавателями, только школой, включая высшую, которая успевает с модернизацией, идет от жизни и не насилует ученика формализмом. Именно об этом говорили сегодня на высшем уровне подробно и глубоко, как того требуют вызовы нашего времени. Слово и главное    - дело в модернизации школы - это базовый интерес государства уже 2 десятилетия. Модернизировать систему начали еще на заре суверенитета, осознавая, что упустим год-два, потом будет не наверстать. Здесь как со школьными предметами: пропустил ученик главу или раздел - пробел в знаниях может поломать всю жизнь и карьеру. А возвращаясь к прусским учителям-победителям. 5 лет назад волевым решением Президента в Беларуси создали педагогические классы. Мало того, что это подтянуло педуниверситет по баллам, медалистам и экспорту услуг, так еще сами студенты - лучшие на своих курсах. Ну чем не прусская формула победы?  Александр Жук, ректор БГПУ имени Максима Танка: "Мы анализируем последние 4 сессии и видим, что результаты у них выше, чем у других студентов на целый балл. Они очень активные, они во всех организациях у нас участвуют, в волонтерской деятельности. Они работают старостами групп, лидерами объединений и, главное, они уже имеют представление о профессии педагога и сознательно сделали свой выбор. Это самое важное для учителя, я считаю, - любовь к детям и любовь к профессии". Критики, конечно, хватает. Но, по признанию экспертов, в целом вовремя перешли на вступительные тесты, вычистив коррупцию. Вовремя поддержали одаренных - они не разлетелись по миру в поисках чужого хлеба. Не ринулись сломя голову в болонский процесс, сохранив лучшее из советской системы, которая воспитывала не винтик для рынка, а гражданина для страны и общества. При этом темп сегодня сбавлять нельзя, как нельзя и ломать через колено работающий механизм. Этот посыл будет звучать у Президента сквозь все совещание. Первый блок обсуждения - поручения для высшей школы. Сроки обучения, практика, программы и новые учебники. Столбовые решения по этим вопросам приняты еще на республиканском педсовете, т.е. всем преподавательским и учёным миром. Реализацию смотрели и на встрече с творческими талантами, и в Гродно в откровенном диалоге со студентами.  Высшая школа практических знаний Первые результаты сегодня дает переход на концепцию университета 3.0. Когда в высшей школе не столько лекции и конспекты, сколько практические навыки, наука и внедрение инноваций. Говорить о 4.0 можно будет тогда, когда на базе университетов вырастут свои стартапы, конструкторские бюро и корпорации, окупающие вузовскую науку. Яркий пример - IT. Уже со второго курса под запрос реального рынка здесь растят будущих бизнес-ангелов. А начинали с малого: сроки обучения, практика и программы, которые корректировал сам бизнес. Президентский принцип модернизации. 4 года - 320 специальностей 4,5 - 5 лет - 51 специальность 5,5 - 6 лет - 9 специальностей По данным Минобразования, уже серьезно сокращены и сроки подготовки. Из 380 специальностей на четырехлетку переведены 320. Еще полсотни - от 4,5 до 5 лет. И лишь 9, там, где учение стоит жизни, как у медиков, сроки доходят до 6. При этом с безусловной и регулярной практикой. Краеугольный камень системы - учебники. Нельзя по ветхим конспектам прошлого века совершить технологическую революцию и даже просто выглядеть прилично на реальном производстве. У нас ведь не только свои цеха и коллективы, где по старинке доучат. В Беларуси уже сотня образовательных центров и лабораторий, совместных с мировыми компаниями, тот же Huawei для связистов. Еще и отсюда поручение: вернуть доверие к учебнику и еще со школы помочь с выбором будущей карьеры. По словам министра, за короткий срок для школы успели обновить учебники с 1 по 8 класс. Главные книги стали ярче, нагляднее, притягивают школьников и дополняются виртуальными занятиями.  Валентина Гинчук, директор Национального института образования: "У нас появились элементы дополненной реальности. С помощью электронного устройства можно оживить лабораторный опыт, побыть на виртуальной экскурсии в Версале или в другом музее мира. И это играет в первую очередь мотивированную функцию. Это призвано заинтересовать ребенка к изучению учебного предмета". "Высшая" математика в средней школе К сожалению, осталась и прежняя болезнь учебников - сложные и раздутые темы, которые не то что студент, не каждый аспирант и профессор потянет. Гении, конечно, выстреливают на олимпиадах - это гордость, но когда из класса большинство не понимает материал, а учитель не в силах его объяснить, отрицательный эффект колоссальный. Детские травмы отпугивают и от знаний, и от школы. Кому это выгодно, спрашивает Президент? Искреннее возмущение Президента как педагога в прошлом и отца сегодня разделяет большинство родителей, которых учебники детей ставят в тупик. При этом от гениев, которым высшая математика по силам со школы, мы не отказываемся. Есть фонд поддержки одаренных учащихся, факультативы и индивидуальные программы. А будет еще и детский технопарк - этакий инкубатор вундеркиндов. Опыт, известный в мире и поддержанный Президентом, только главное поручение здесь - собрать не только физмат элиту в одном месте, а весь спектр научных знаний. О качестве белорусского образования лучше всего говорим не мы про себя, а цифры экспорта. Сколько и из каких стран мира к нам за знаниями тянется абитуриентов, со стороны всегда виднее. Экспорт образования: со стороны виднее 23 734 студента из 108 стран мира Белорусскую высшую школу как путевку в жизнь выбирает около 25 000 студентов из более чем сотни стран мира. И это лучшее свидетельство, что модернизация хоть и не идеальна, но оправдана. И происходит вовремя, т.е. под запросы времени. Валом на все учебные заведения экспорт оценивается почти в 100 миллионов долларов. Могло быть и больше, часто не хватает банального - общежитий.  На совещании вспоминают Гродно: университет Янки Купалы просил у Президента расширить именно экспортный потенциал. Альма-матер приняла без малого 950 иностранцев от Германии до экзотических Эквадора и Мальдивских островов. Но учиться без удобств для большинства тоже экзотика. Президент пообещал помочь. Сегодня ректор Гродненского уже перечисляет новации в комфорте будущих студентов. Среди прочего - молодежный центр и безбарьерная среда. Общежитие сдадут к юбилею вуза - в 2020. Есть, конечно, и обратная сторона борьбы за иностранных студентов. Для большего притяжения в наши вузы приняли Болонскую систему бакалавриата и магистратуры. Но, пытаясь сохранить свое лучшее, раздробили вторую ступеньку на практическую и научную. В итоге запутали и своих, и иностранных студентов. Споры, как лучше, шли долго, и сегодня Президент расставил акценты: лучше от жизни. Справедливости ради, ровный шаг на крутых ступенях бакалавриата и магистратуры сбили не только в Беларуси - пострадали почти все постсоветские страны. Еще и поэтому важно первыми навести порядок в системе. В столичном педуниверситете с подходами уже определились. Отныне магистр - это ученый и новатор.    Александр Жук, ректор Белорусского государственного педагогического университета: "Большой интерес к нашей магистратуре со стороны стран СНГ, дальнего зарубежья, китайцы активно едут. Мы должны обеспечивать подготовку, в том числе для стран СНГ, это наша задача, мы работаем над повышением качества магистерской подготовки. Там должны быть углубленные программы, индивидуализированные, даже под заказ. Такая работа требует кадрового обеспечения. Там, конечно, работают кандидаты, доктора наук". Марине Ильиной, сегодня на совещании она выступала экспертом, предлагали магистратуру сразу после выпуска. Но, опытный педагог сегодня, уже тогда понимала, что для диссертации нужны годы практики. И лишь сейчас, когда трудовая книжка уже четверть века лежит в школе, можно идти дальше в магистратуру. Во-первых, за годы в гимназии на деле освоены детская психология и новые технологии. Во-вторых, накоплен огромный личный опыт. 1200 учеников гимназии и двое своих восьмиклассников. С экспортом услуг тесно переплетена проблема частной высшей школы. С одной стороны - дополнительная возможность получить образование. С другой, в паре «деньги или качество» частник скорее выберет деньги. Это дискредитирует всю систему и недопустимо в нашей системе, уверен Президент.  Самый спорный вопрос со времен древних Афин - оценка знаний и экзамены. В Беларуси применяется смешанная система, где беспристрастные тесты соседствуют с персональным подходом к способностям ученика, абитуриента и студента. Хотя трения есть, и Президент поручает еще раз вернуться к практике тестов и экзаменов. От школы до университета проверить, насколько система человеческая, идет от жизни и нашего опыта. Министр образования главное противоречие видит в разрыве школьных экзаменов и университетских тестов. К чему готовиться прежде и как это сказывается на знаниях и здоровье подростка?   Воспитание личности, гражданина, Человека Образование - это формальная услуга в рыночной экономике или стремление к образу настоящего Человека с большой буквы? Белорусская система здесь консервативна. Для полноценной личности нужны и знания, и навыки. С которыми и в рынке не пропадешь. Отсюда неизменное требование Президента - формируйте здоровую личность, а не облако в штанах  или в юбке. По традиции первое задание на уроке труда в пятом классе - сшить себе передник. Далее до 9-го каждую неделю девочки приходят в таком на уроки труда. Здесь дают главные навыки для любой хозяйки: подлатать платье, пришить пуговицы, даже приготовить суп! Для парней в школе – целая мастерская. После пяти лет обучения свой дом, конечно, не построят, но посадить дерево, починить бытовой прибор или прибить полку для них уже не проблема. Хорошие мастерские в школе и практические занятия с реальными станками и техникой в колледжах - опыт позитивный, но работает далеко не везде. Например, будущие автомобилисты изучают электромобили в реальную величину и сами проводят сервисное обслуживание, зарабатывая при этом. Но есть и примеры победившего формализма, где выдумали упаковку вместо содержания. В ходе глубокого обсуждения школьной темы на совещании вышли и на проблему домашних заданий. Когда ребенок дома вместо спорта, отдыха и развития вынужден корпеть над учебниками до глубокой ночи, часто вместе с родителями. Многие из них уже заметили: в новых учебниках множество дополнительных ссылок. Неужели кроме основных параграфов и они свалятся на хрупкие детские плечи? Разработчики  поспешили успокоить родителей.   Валентина Гинчук, директор Национального института образования: "Вся информация, которая кроется за ссылками на дополнительные ресурсы, не является обязательной для усвоения. Ее не рекомендуется задавать в качестве домашнего задания. Эта информация для того, чтобы учитель смог учесть то, что у него в классе дети с очень разными познавательными интересами. Кто-то больше увлекается математикой, кто-то физикой, кому-то интересна литература. Поэтому весь дополнительный материал для тех, кто заинтересовался предметом, кто хочет узнать больше". Позиция Президента однозначная: основа знаний должна формироваться в школьных классах, а не дома. Впрочем, для этого нужно создать условия для преподавателя. Дико ведь, когда до школы 30 километров в одну сторону, тут даже повышенная зарплата специалиста издержки не покроет. Средние цифры за декабрь - 907 рублей у учителей и почти 1 500 у профессорско-преподавательского состава. Зарплаты небольшие с учетом важности миссии, которая возложена на педагога в широком смысле. Впрочем, здесь, как в любом деле, практически все зависит от самого человека. Сферу образования вообще не стоит мерить финансами - исключительно человеческим капиталом. Так было и во времена первой технологической революции, и в большую советскую индустриализацию, когда "учиться, учиться и учиться..." повторяли, как молитву. Именно так остается и сегодня. В наш неспокойный век знаний, информации и беспощадной битвы за волю и мозги человека.  
01.02.2019 21:18

Не ломать национальную систему образования, а плавно и спокойно модернизировать ее под потребности времени, экономики и современного общества. При этом идти от жизни и готовить новое поколение белорусов для реальной жизни. С таким глобальным посылом Президент Беларуси провел сегодня комплексное совещание о развитии белорусской школы - средней, профессиональной и высшей. Подробно и детально остановились на ключевых для учеников, преподавателей и родителей вопросах. Например, вузы, которые готовят практиков своего дела, а не теоретиков, причем позавчерашнего дня. Или магистратура -   должна быть выстроена единая система для тех, кто решил посвятить себя науке, инновациям и преподаванию. Болезненный вопрос - программы, учебники и методички. Президент поручил соблюсти баланс - не оттолкнуть школьника от знаний, но привить уважение к книге, школьным предметам. Кроме того, в школу в полной мере вернутся уроки труда, физической культуры, а воспитание гражданина будет пронизывать все гуманитарные дисциплины. При этом от излишней нагрузки на ученика предложено отказаться. Она травмирует детей, отваживает от действительно ценных знаний и отдает откровенным формализмом в образовании. С так называемыми предметами для галочки сталкивался каждый родитель. В целом логика совещания такова - система образования должна меняться в ритме нашего времени. Ни революции, ни застой в этой важнейшей сфере Беларусь себе позволить не может. И именно поэтому государство уделяет школе столько внимания и держит все новации под строгим контролем. О новациях, которые уже удалось реализовать на практике, и том, что еще только предстоит менять в системе образования - наш политический обозреватель Андрей Кривошеев.


Знаменитый афоризм середины позапрошлого века гласит: "войны выигрывают не офицеры и солдаты, а их преподаватели". Тогда речь шла о прусской школе, которую, кстати, во многом наследовала и советская система образования.
Сегодня вызовов меньше не стало: войны информационные, технологические, за мозги и рынки, шире - за саму возможность сохраниться в истории суверенному государству. Выиграть можем (как и 1,5 века назад) только преподавателями, только школой, включая высшую, которая успевает с модернизацией, идет от жизни и не насилует ученика формализмом. Именно об этом говорили сегодня на высшем уровне подробно и глубоко, как того требуют вызовы нашего времени.
Слово и главное    - дело в модернизации школы - это базовый интерес государства уже 2 десятилетия. Модернизировать систему начали еще на заре суверенитета, осознавая, что упустим год-два, потом будет не наверстать. Здесь как со школьными предметами: пропустил ученик главу или раздел - пробел в знаниях может поломать всю жизнь и карьеру.
А возвращаясь к прусским учителям-победителям. 5 лет назад волевым решением Президента в Беларуси создали педагогические классы. Мало того, что это подтянуло педуниверситет по баллам, медалистам и экспорту услуг, так еще сами студенты - лучшие на своих курсах. Ну чем не прусская формула победы? 


Александр Жук


Александр Жук, ректор БГПУ имени Максима Танка:
"Мы анализируем последние 4 сессии и видим, что результаты у них выше, чем у других студентов на целый балл. Они очень активные, они во всех организациях у нас участвуют, в волонтерской деятельности. Они работают старостами групп, лидерами объединений и, главное, они уже имеют представление о профессии педагога и сознательно сделали свой выбор. Это самое важное для учителя, я считаю, - любовь к детям и любовь к профессии".
Критики, конечно, хватает. Но, по признанию экспертов, в целом вовремя перешли на вступительные тесты, вычистив коррупцию. Вовремя поддержали одаренных - они не разлетелись по миру в поисках чужого хлеба. Не ринулись сломя голову в болонский процесс, сохранив лучшее из советской системы, которая воспитывала не винтик для рынка, а гражданина для страны и общества. При этом темп сегодня сбавлять нельзя, как нельзя и ломать через колено работающий механизм. Этот посыл будет звучать у Президента сквозь все совещание.
Первый блок обсуждения - поручения для высшей школы. Сроки обучения, практика, программы и новые учебники. Столбовые решения по этим вопросам приняты еще на республиканском педсовете, т.е. всем преподавательским и учёным миром. Реализацию смотрели и на встрече с творческими талантами, и в Гродно в откровенном диалоге со студентами. 


Высшая школа практических знаний


Первые результаты сегодня дает переход на концепцию университета 3.0. Когда в высшей школе не столько лекции и конспекты, сколько практические навыки, наука и внедрение инноваций. Говорить о 4.0 можно будет тогда, когда на базе университетов вырастут свои стартапы, конструкторские бюро и корпорации, окупающие вузовскую науку. Яркий пример - IT. Уже со второго курса под запрос реального рынка здесь растят будущих бизнес-ангелов. А начинали с малого: сроки обучения, практика и программы, которые корректировал сам бизнес. Президентский принцип модернизации.

Сроки подготовки специалистов


4 года - 320 специальностей
4,5 - 5 лет - 51 специальность
5,5 - 6 лет - 9 специальностей
По данным Минобразования, уже серьезно сокращены и сроки подготовки. Из 380 специальностей на четырехлетку переведены 320. Еще полсотни - от 4,5 до 5 лет. И лишь 9, там, где учение стоит жизни, как у медиков, сроки доходят до 6. При этом с безусловной и регулярной практикой.
Краеугольный камень системы - учебники. Нельзя по ветхим конспектам прошлого века совершить технологическую революцию и даже просто выглядеть прилично на реальном производстве. У нас ведь не только свои цеха и коллективы, где по старинке доучат. В Беларуси уже сотня образовательных центров и лабораторий, совместных с мировыми компаниями, тот же Huawei для связистов. Еще и отсюда поручение: вернуть доверие к учебнику и еще со школы помочь с выбором будущей карьеры.
По словам министра, за короткий срок для школы успели обновить учебники с 1 по 8 класс. Главные книги стали ярче, нагляднее, притягивают школьников и дополняются виртуальными занятиями. 

Валентина Гинчук, директор Национального института образования:
"У нас появились элементы дополненной реальности. С помощью электронного устройства можно оживить лабораторный опыт, побыть на виртуальной экскурсии в Версале или в другом музее мира. И это играет в первую очередь мотивированную функцию. Это призвано заинтересовать ребенка к изучению учебного предмета".

"Высшая" математика в средней школе


К сожалению, осталась и прежняя болезнь учебников - сложные и раздутые темы, которые не то что студент, не каждый аспирант и профессор потянет. Гении, конечно, выстреливают на олимпиадах - это гордость, но когда из класса большинство не понимает материал, а учитель не в силах его объяснить, отрицательный эффект колоссальный. Детские травмы отпугивают и от знаний, и от школы. Кому это выгодно, спрашивает Президент?
Искреннее возмущение Президента как педагога в прошлом и отца сегодня разделяет большинство родителей, которых учебники детей ставят в тупик. При этом от гениев, которым высшая математика по силам со школы, мы не отказываемся. Есть фонд поддержки одаренных учащихся, факультативы и индивидуальные программы. А будет еще и детский технопарк - этакий инкубатор вундеркиндов. Опыт, известный в мире и поддержанный Президентом, только главное поручение здесь - собрать не только физмат элиту в одном месте, а весь спектр научных знаний.
О качестве белорусского образования лучше всего говорим не мы про себя, а цифры экспорта. Сколько и из каких стран мира к нам за знаниями тянется абитуриентов, со стороны всегда виднее.

Экспорт образования: со стороны виднее

23 734 студента из 108 стран мира
Белорусскую высшую школу как путевку в жизнь выбирает около 25 000 студентов из более чем сотни стран мира. И это лучшее свидетельство, что модернизация хоть и не идеальна, но оправдана. И происходит вовремя, т.е. под запросы времени. Валом на все учебные заведения экспорт оценивается почти в 100 миллионов долларов. Могло быть и больше, часто не хватает банального - общежитий. 

Ирина Китурко


На совещании вспоминают Гродно: университет Янки Купалы просил у Президента расширить именно экспортный потенциал. Альма-матер приняла без малого 950 иностранцев от Германии до экзотических Эквадора и Мальдивских островов. Но учиться без удобств для большинства тоже экзотика. Президент пообещал помочь.
Сегодня ректор Гродненского уже перечисляет новации в комфорте будущих студентов. Среди прочего - молодежный центр и безбарьерная среда. Общежитие сдадут к юбилею вуза - в 2020.
Есть, конечно, и обратная сторона борьбы за иностранных студентов. Для большего притяжения в наши вузы приняли Болонскую систему бакалавриата и магистратуры. Но, пытаясь сохранить свое лучшее, раздробили вторую ступеньку на практическую и научную. В итоге запутали и своих, и иностранных студентов. Споры, как лучше, шли долго, и сегодня Президент расставил акценты: лучше от жизни.
Справедливости ради, ровный шаг на крутых ступенях бакалавриата и магистратуры сбили не только в Беларуси - пострадали почти все постсоветские страны. Еще и поэтому важно первыми навести порядок в системе. В столичном педуниверситете с подходами уже определились. Отныне магистр - это ученый и новатор.

  


Александр Жук, ректор Белорусского государственного педагогического университета:
"Большой интерес к нашей магистратуре со стороны стран СНГ, дальнего зарубежья, китайцы активно едут. Мы должны обеспечивать подготовку, в том числе для стран СНГ, это наша задача, мы работаем над повышением качества магистерской подготовки. Там должны быть углубленные программы, индивидуализированные, даже под заказ. Такая работа требует кадрового обеспечения. Там, конечно, работают кандидаты, доктора наук".

Марине Ильиной, сегодня на совещании она выступала экспертом, предлагали магистратуру сразу после выпуска. Но, опытный педагог сегодня, уже тогда понимала, что для диссертации нужны годы практики. И лишь сейчас, когда трудовая книжка уже четверть века лежит в школе, можно идти дальше в магистратуру. Во-первых, за годы в гимназии на деле освоены детская психология и новые технологии. Во-вторых, накоплен огромный личный опыт. 1200 учеников гимназии и двое своих восьмиклассников.
С экспортом услуг тесно переплетена проблема частной высшей школы. С одной стороны - дополнительная возможность получить образование. С другой, в паре «деньги или качество» частник скорее выберет деньги. Это дискредитирует всю систему и недопустимо в нашей системе, уверен Президент. 


Самый спорный вопрос со времен древних Афин - оценка знаний и экзамены. В Беларуси применяется смешанная система, где беспристрастные тесты соседствуют с персональным подходом к способностям ученика, абитуриента и студента. Хотя трения есть, и Президент поручает еще раз вернуться к практике тестов и экзаменов. От школы до университета проверить, насколько система человеческая, идет от жизни и нашего опыта.
Министр образования главное противоречие видит в разрыве школьных экзаменов и университетских тестов. К чему готовиться прежде и как это сказывается на знаниях и здоровье подростка?

 

Воспитание личности, гражданина, Человека

Образование - это формальная услуга в рыночной экономике или стремление к образу настоящего Человека с большой буквы? Белорусская система здесь консервативна. Для полноценной личности нужны и знания, и навыки. С которыми и в рынке не пропадешь. Отсюда неизменное требование Президента - формируйте здоровую личность, а не облако в штанах  или в юбке.

По традиции первое задание на уроке труда в пятом классе - сшить себе передник. Далее до 9-го каждую неделю девочки приходят в таком на уроки труда. Здесь дают главные навыки для любой хозяйки: подлатать платье, пришить пуговицы, даже приготовить суп!
Для парней в школе – целая мастерская. После пяти лет обучения свой дом, конечно, не построят, но посадить дерево, починить бытовой прибор или прибить полку для них уже не проблема.
Хорошие мастерские в школе и практические занятия с реальными станками и техникой в колледжах - опыт позитивный, но работает далеко не везде.
Например, будущие автомобилисты изучают электромобили в реальную величину и сами проводят сервисное обслуживание, зарабатывая при этом. Но есть и примеры победившего формализма, где выдумали упаковку вместо содержания.
В ходе глубокого обсуждения школьной темы на совещании вышли и на проблему домашних заданий. Когда ребенок дома вместо спорта, отдыха и развития вынужден корпеть над учебниками до глубокой ночи, часто вместе с родителями. Многие из них уже заметили: в новых учебниках множество дополнительных ссылок. Неужели кроме основных параграфов и они свалятся на хрупкие детские плечи? Разработчики  поспешили успокоить родителей.

 
Валентина Гинчук, директор Национального института образования: "Вся информация, которая кроется за ссылками на дополнительные ресурсы, не является обязательной для усвоения. Ее не рекомендуется задавать в качестве домашнего задания. Эта информация для того, чтобы учитель смог учесть то, что у него в классе дети с очень разными познавательными интересами. Кто-то больше увлекается математикой, кто-то физикой, кому-то интересна литература. Поэтому весь дополнительный материал для тех, кто заинтересовался предметом, кто хочет узнать больше".


Позиция Президента однозначная: основа знаний должна формироваться в школьных классах, а не дома. Впрочем, для этого нужно создать условия для преподавателя. Дико ведь, когда до школы 30 километров в одну сторону, тут даже повышенная зарплата специалиста издержки не покроет.
Средние цифры за декабрь - 907 рублей у учителей и почти 1 500 у профессорско-преподавательского состава. Зарплаты небольшие с учетом важности миссии, которая возложена на педагога в широком смысле.
Впрочем, здесь, как в любом деле, практически все зависит от самого человека. Сферу образования вообще не стоит мерить финансами - исключительно человеческим капиталом.
Так было и во времена первой технологической революции, и в большую советскую индустриализацию, когда "учиться, учиться и учиться..." повторяли, как молитву. Именно так остается и сегодня. В наш неспокойный век знаний, информации и беспощадной битвы за волю и мозги человека.

 



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =