В Интернете пишут, что режиссуре и операторскому делу вы учились в Париже в 90-ые. В то время у нас все было настолько плохо с обучением, что пришлось уехать зарубеж? И еще вопрос: режиссеру помогает как-то умение снимать или это вовсе не обязательный навык?

В Интернете пишут, что режиссуре и операторскому делу вы учились в Париже в 90-ые. В то время у нас все было настолько плохо с обучением, что пришлось уехать зарубеж? И еще вопрос: режиссеру помогает как-то умение снимать или это вовсе не обязательный навык?
У нас в 90-ые еще железный занавес не до конца подняли, и люди не ездили за границу даже на обучение. Мне хотелось посмотреть, как работает схема Каннского кинофестиваля, как там вообще звезды ходят по этой красной ковровой дорожке. Основная задача была - поехать туда и сделать не только репортажи, но и фильмы. Я осуществил эту свою мечту в 1996 году, посетил фестиваль и привез три полноценных фильма помимо новостных сюжетов для Агентства теленовостей. Материалов хватило на три фильма по 26 минут. Какие интервьюеры у меня были: Питер Гринуэй, Бернардо Бертолуччи, Пьер Ришар, Кшиштоф Занусси. Занусси я потом смог даже пригласить в Беларусь с премьерами. 

Как мне это вообще удалось сделать. Повторить такое очень сложно. Это везение большущее. После того, как фильмы вышли в эфир телеканала, мне позвонили из французского посольства. Сказали, что были очень поражены, что на белорусском телевидении сделаны такого уровня работы, и у них есть возможность отправить меня на стажировку в Париж за счет французского правительства. Был грант на стажировку. Как я мог отказаться? Это счастье побывать в Париже, увидеть все совершенно другим взглядом. Тогда мне было двадцать с чем-то лет. Я был очень рад, и у меня была возможность выбрать направление обучения, я выбрал мастерство оператора и режиссера. Я увидел, как работают в Европе, посмотрел на многие вещи по-другому. Представьте, в 1996 году молодой человек из Беларуси стажируется на крутейших каналах Европы, видит звезд, о которых мог только мечтать. Я поехал не потому, что здесь в то время было плохо, просто стечение обстоятельств открыло мне двери в другой мир. Я очень благодарен этому случаю. 

Ведущая: Помогает ли режиссеру умение снимать?

Олег Лукашевич: Конечно же, помогает. Потому что режиссер - это самое главное лицо на площадке, телевизионной и особенно кинематографической. Потому что, если режиссер талантливый, то именно он выстраивает все: и работу оператора, и актеров. Один и тот же актер, даже великолепный, снявшись у разных режиссеров, где-то может блеснуть, а где-то получится так, что он в своей биографии даже не упомянет этот фильм. Режиссер должен обладать этим видением, и у всех талантливых режиссеры оно есть.

Ведущая: А умение снимать? Вдруг что-то происходит, и надо стать за камеру.

Олег Лукашевич: Понимаете, сегодня не нужно даже знать, на какую кнопку нажимать. Главное для режиссера - найти контакт с оператором, показать ему, что он хочет, и не надо все время контролировать, надо просто задать темп, потому что на площадке есть ответственные люди, которые должны следить за камерой, звуком, фокусом и так далее. Работает целая команда, и каждый должен выполнять свою роль на отлично, тогда получится идеальный продукт. Мы знаем примеры, когда нанимают режиссеров, чтобы сделать фильм проходной, заработать деньги, и это просто в стол идет. Я думаю, что режиссеры имеют возможность выбора. 

 
Смотреть все выпуски

Новости