Добрый день! В марте 2018 года ГАИ Минска рассказали, что у них на учете состоят 35 электрокаров. Сейчас государство содействует появлению таких экоавто - и отмена транспортного налога, и строительство зарядных станций… Только вот стоят электрокары не очень дешево - некоторые по цене двухкомнатной квартиры в новом доме в центре Минска (узнавал цены). Так вот, как думаете, приживутся ли электроавто в наших реалиях? И будет ли снижаться стоимость таких чудо-машин?

Добрый день! В марте 2018 года ГАИ Минска рассказали, что у них на учете состоят 35 электрокаров. Сейчас государство содействует появлению таких экоавто - и отмена транспортного налога, и строительство зарядных станций… Только вот стоят электрокары не очень дешево - некоторые по цене двухкомнатной квартиры в новом доме в центре Минска (узнавал цены). Так вот, как думаете, приживутся ли электроавто в наших реалиях? И будет ли снижаться стоимость таких чудо-машин?

Сергей Леончик: Я согласен с Владиславом, электромобили должны у нас прижиться, потому что это мировая тенденция. Все стратегии Европейского союза декларируют к 2050 году нулевые выбросы в атмосферу - т.е. все на электрокары. А что касается количества электромобилей, то с 2012 года мы начали интересоваться этим вопросом, а концерн "Белнефтехим" подталкивать к тому, чтобы он занимался не только реализацией топлива, продажей сопутствующей продукции, но и развитием электрозарядных станций. 

Статистика по автовладельцам, которые застраховали свою ответственность по электромобилям, такова: в 2013 году не было ни одного, в 2014 - 30 человек, в 2015 - уже 130. Свежих цифр мы пока не имеем, но очевидна тенденция на увеличение. Тем более что только первые автомобили будут стоить дорого, а потом наладится массовое производство, эффект масштаба скажется, все будут выбирать их. Я для себя тоже уже присматриваю. Но для этого, наверно, надо жить в своем доме или на даче, чтобы приехал домой, подзарядился как можно дешевле. Кроме того, эти машины бесшумные. Это сказывается на безопасности, потому что люди привыкли, что если что-то шумит, значит, опасность. Особенно дети. Поэтому на некоторые электромобили специально ставят генераторы звука, которые имитируют звук работы двигателя, для предупреждения пешеходов.

Ведущая: У нас в будущем тоже планируют наладить производство электрокаров. Насколько приемлемой будет их цена именно для наших покупателей?

Андрей Котик: Ключевой вопрос - именно в  стоимости электрокаров, будет ли в ближайшем будущем возможность их купить, будет ли это доступно? Tesla сегодня стоит 100 000 долларов, если мы не говорим о Tesla Model 3 за 35 000. Есть другой ценовой сегмент - "Ниссан-Лиф" стоит 30 000 долларов, но это тоже дорого. Самый дорогостоящий элемент электромобиля - аккумуляторная батарея, треть от общей стоимости. В 2010 году один киловатт/час батареи стоил тысячу долларов, и сегодня приблизительно 200 долларов. По прогнозам, когда цена кВт/ч батареи упадет ниже 100 долларов, будет достигнут ценовой паритет. Прогнозы разные, преимущественно говорят про 2023-2024 годы. При этом мы помним про преимущества электромобиля. В первую очередь, они более технически совершенны, что заключается в КПД. Все преимущества, связанные с конструкцией, обеспечивают надежность транспорта. Это тоже важный момент. И даже есть предположения, что профессия автослесаря со временем потеряет свою актуальность. Ведь что такое двигатель внутреннего сгорания. Это очень сложное конструктивное техническое изделие. Электродвигатель - это просто две обмотки. Это явный прогресс. 

Правильно был поднят вопрос по экологии. Электромобиль соответствует запросам современности и будущего. Наверное, в Минске мы не ощущаем того, что, допустим, ощущают жители Пекина: смог, выбросы транспортных средств. Но в то же время, выезжая за город, мы чувствуем разницу в качестве воздуха. Поэтому будет увеличиваться количество и разнообразие электротранспорта, улучшаться инфраструктура, построят крупные заводы по производству аккумуляторов. Со временем будет появляться все больше транспорта в ценовом сегменте, который доступен нашему рядовому гражданину.

Ведущая: Наверное, здесь десятилетняя перспектива?

Андрей Котик: Допустим, первый миллион электротранспорта в мире появился в течение 5-6 лет, а второй миллион - в течение полугода. Прирост колоссальный. Появляется все больше адептов этого направления. И надо говорить о том, что речь идет не просто о каких-то стартапах, а крупнейшие фирмы запускают отдельные производства, очень многие компании называют точные даты, когда будут переходить на электромобили. Страновое регулирование этого процесса тоже впечатляет. Самый массовый рынок Китая ввел существенную меру поддержки - в 2019 году 10 % от произведенного транспорта должно было быть электрическим. По оптимистическим прогнозам, предполагается, что в 30-х годах  20-30 % транспорта будет электрическим. Это очень много. Для нашей страны это от 600 до 900 тысяч единиц транспорта к 2030 году.

 
Смотреть все выпуски

Новости