Строительство минского метро началось 3 мая 1977 года в районе парка Челюскинцев.
Первая линия была протяженностью 8 километров. От "Института культуры" до "Московской" (8 станций вдоль тогда еще Ленинского проспекта) проехать можно было всего за 11 минут - в часы пик в разы быстрее, чем наземным транспортом.
Казалось бы, очевидные преимущества. Но минское метро могло не состояться. Накануне Олимпиады 1980 года из-за финансовых вопросов стройку хотели законсервировать. Свои интересы столица отстояла, а после пуска вышла на новую орбиту. Московскую линию метро продлила станция "Восток".
Одновременно разворачивалось строительство Автозаводской ветки - 6 станций от "Тракторного завода" до "Фрунзенской".
Смотрите фильм "40 лет в движении" ЗДЕСЬ
Такое масштабное подземное развитие было социальным триумфом. Но тут наступила перестройка, Советский Союз развалился, экономика всех постсоветских стран ушла в глубокое пике. В зону турбулентности попало и метро. Что делать, куда в первую очередь направить средства, когда люди месяцами не получают зарплату? В политической шумихе эти вопросы так и висели бы в воздухе, если бы не решительность первого молодого белорусского Президента. Чтобы строить свою независимость, нужно удержать фундамент, увести людей от пропасти эмоциональных потрясений, гарантировав работу и нормальный доход. Немаловажным для страны было сохранить и передовые навыки, и лучших специалистов.
Александр Лукашенко тогда принял волевое решение продолжить строительство, вспоминает начальник УП "Минскметрострой" в 1995-2008 гг. Алексей Серегин. "Он часто был на станциях, много посещал. И было принято решение: никаких закрытий. Сказал, если вы закроете метро, потом людей не соберете. И это так".
Заслуга Беларуси в том, что в те тяжелые годы она сумела сохранить эту отрасль метростроения, считает первый замдиректора - главный инженер ОАО "Минскметропроект" Георгий Протасов.
Читайте также:
- Что происходит в метро, когда оно ночью закрывается
- Сколько человек может принимать каждая станция метро при ЧС в режиме "укрытия"
- Уникальные кадры, как Президент участвовал в строительстве минского метро