Пока президенты общались на улице Банковой, совсем рядом, на Большой Житомирской (расстояние всего 2,5 км), проходил масштабный белорусско-украинский экономический форум. Деловые круги двух стран обсуждали новые проекты и скрепляли подписями взаимовыгодные контракты.
Число участников рекордное - почти полтысячи промышленников и предпринимателей. Бизнесмены заключили почти два десятка контрактов на общую сумму почти в 50 миллионов долларов. Неплохо для одного дня работы! Еще больше прибыли от двустороннего сотрудничества впереди.
На чем Беларусь и Украина могут заработать и в каких сферах уже зарабатывают вместе? Наш политический обозреватель Алексей Адашкин провел в Украине минувшие семь дней. Работы хватало, ведь совместных проектов, на самом деле, немало, равно как и символизма в деловых отношениях двух стран. Например, глава Украинской торгово-промышленной палаты наполовину белорус. Не только о цифрах – наш следующий материал.
В Киеве есть улица Минская, "Минская" станция метро и даже Минский проспект. Словосочетания "минский мир" и «минские соглашения» каждый день звучат в новостях. Вообще Беларусь и белорусов здесь воспринимают действительно по-особому. Согласно соцопросам, более 80 процентов украинцев положительно относятся к нашей стране. И сегодня – самый подходящий случай для того, чтобы все эти симпатии превратить в выгодные совместные проекты. Польза от этого будет взаимная.
Рынок Украины для белорусских производителей – второе по значимости направление. Импортом-экспортом с двух сторон занимаются более пяти тысяч компаний и фирм. В Киеве в последнее время особенно заметно присутствие МАЗа. В столице нашей южной соседки пассажиров перевозят три сотни автобусов Минского автомобильного. И автопарк только растет.
Юрий Сергиенко уже девять лет работает водителем автобуса в Киеве. За смену проезжает почти 200 километров. Новый комфортабельный МАЗ получил в марте этого года. Пробег по спидометру уже 24 000 километров. Единственная жалоба у Юрия – не на автобус, а на дороги. И здесь готовы подставить плечо белорусы. В феврале этого года в Украине начала работать дочерняя компания Белавтодора, которая собирается модернизировать транспортные артерии этой страны.
Получается просто огромный и удобный рынок для белорусских дорожников. За короткое время эта фирма смогла выиграть три тендера на строительство шоссе в Черкасской, Херсонской и Житомирской областях. Техника и технологии будут использоваться наши, а рабочих наймут на месте.
Движение на украинских дорогах зависит еще и от нашего топлива. Ведь более половины всего горючего в этой стране - белорусского производства. Кроме того, сегодня наши нефтяники создают в Украине и собственную сеть АЗС. На каждой из них обязательно ресторан белорусской кухни. Таких заправок пока только четыре. Но уже появились свои постоянные клиенты.
Национальные нефтепереработчики в Украине едва ли занимают пятую часть всего внутреннего рынка. Репутация - хороший двигатель торговли. Белорусский бензин здесь стал уже настолько успешным брендом, что его даже начали подделывать.
Две страны объединяют почти полтора десятка совместных сборочных производств. Семь из них - в Украине. На этом предприятии в Вышгороде уже 12 лет производят подъемные устройства из комплектующих Могилевлифтмаша. Уровень локализации постепенно растет. Сегодня этот завод занимает треть всего рынка в стране. Провести реиндустриализацию Украины по белорусской модели - мечта каждого промышленника в стране, признается нам директор предприятия.
Торговля, инвестиции, промкооперация, энергетика, сельское хозяйство, логистика – направлений взаимного интереса между Беларусью и Украиной действительно много. Предметно обсудили сотрудничество в Киеве во время белорусско-украинского бизнес-форума. Итогом масштабного конгресса стало подписание почти двух десятков договоров.
Один из наиболее значимых контрактов заключила Белоруснефть, которая построит четыре газовые скважины в Полтавской области.
Пожалуй, главный организатор этого форума - это президент Украинской торгово-промышленной палаты. Геннадий Чижиков наполовину белорус. На видном месте в рабочем кабинете – портрет его отца-шахтостроителя с Донбасса, уроженца Витебской области.
Украина идет на сближение с Евросоюзом. Беларусь - активная участница союза Евразийского. Такая вроде бы разнонаправленная интеграция в конечном итоге может стать нашим важным преимуществом. Совместно выпущенную продукцию легче продвигать на рынки третьих стран. Так можно не только вернуться к прежнему высокому уровню товарооборота, но и существенно нарастить взаимную экономику.
Геннадий Чижиков является еще и почетным президентом Всеукраинского союза белорусов. Наша диаспора здесь насчитывает примерно 275 000 человек. О хорошем отношении к Беларуси и белорусам говорят даже памятные подарки, которыми торгуют на Майдане Незалежности. Здесь, например, можно купить сувенирные водительские удостоверения знаменитых политиков – Дональда Трампа, Ангелы Меркель, Петра Порошенко и Александра Лукашенко.
В Украине не только доверяют белорусской технике и продуктам питания, но здесь еще и ценят нашу национальную валюту. Яркий пример – вот этот обменный пункт прямо на Крещатике. Как видите, здесь можно купить гривны не только за доллары и евро, но и за наши родные – белорусские рубли. За один белорусский рубль дают почти 12 гривен.
В торговле между нашими странами пока активно используются доллары и евро. Но это может быть временным явлением. Ведь если все киевские соглашения и планы осуществятся, то экономики двух стран существенно прибавят – в том числе и в сфере финансов.