"Всем наука". Разработка для БелАЗа

Эта разработка наших ученых в корне может изменить принцип работы знаменитых БелАЗов и сделать дорогостоящий ремонт этого самосвала в десятки раз дешевле. Ученые внедрили систему мониторинга редуктора мотор-колеса. Данный узел в самосвале часто ломается, а его замена стоит примерно 60 тысяч евро. Белорусские ученые из Института машиностроения нашли способ, как вовремя распознать поломку. Как создавался «черный ящик» для БелАЗа. «Всем наука» - прямо сейчас. Институт машиностроения. Вот уже 60 лет в стенах этого учреждения разрабатываются и воплощаются в жизнь не только перспективные направления в сфере создания автомобильной техники, но и проектируется оборудование, которое становится востребовано не только на белорусском рынке, но и за пределами страны. Виртуальное моделирование и расчетные методы эти направления по праву стали визитной карточкой института машиностроения. За этими услугами сюда обращаются даже такие гиганты машиностроения, как БелАЗ. Кстати, с белорусским автомобильным заводом здесь сотрудничают уже больше 10 лет. БелАЗ. С точки зрения обывателя - самый большой самосвал в мире, глазами профессионала - отличный помощник на карьерах и рудниках, а ученый скажет, что этот грузовик - уникальная конструкция из сложнейших инженерных узлов и агрегатов, где стоимость запчастей достигает от сотни до нескольких десятков тысяч евро. Поэтому ремонт БелАЗа — удовольствие дорогое. В том числе и эта проблема стала одной из тем докторской диссертации Николая Ишина. В ней ученый предложил способ, как можно избежать непредсказуемых и дорогих поломок карьерных самосвалов. Ученый сделал заключение: чтобы предотвратить внезапный выход из строя редуктора мотора колес и своевременно произвести его обслуживание, необходимо постоянно следить за техническим состоянием этого узла. Для этого нужно было создать датчик, который не только собирал бы все необходимые данные, но и смог предупреждать водителя о возможной поломке самосвала. Проще говоря, система мониторинга: на панели зеленый свет – все в порядке, желтый – сигнал на диагностику, красный – срочно на станцию. Перед тем как взяться за работу, ученые из Института машиностроения еще в 2009 году встретились с коллегами с БелАЗа. Именно тогда было определено, какой именно станет система мониторинга и как она будет работать. На бумаге и в виртуальных чертежах проект находился несколько лет. Только после того как теоретики завершили свою работу, за дело взялись инженеры. Уже через несколько месяцев опытный образец был готов. Но по объективным причинам тогда создать идеальный образец было сложно. Все уперлось в дефицит качественных комплектующих. Без подобных датчиков сегодня не обходится ни одна техника. Работу узлов и деталей, к примеру, легкового транспорта, вертолетов контролируют сразу несколько десятков таких систем. Что уж говорить о БелАЗе. В итоге после двухгодичных испытаний в карьере Полтавского горно-обогатительного комбината ученые добились того, чего ожидали. И в 2015 году на Новополоцком заводе «Измеритель» было заказано 10 комплектов систем мониторинга. Позже все они были установлены на БелАЗы, которые отправились на продажу в Россию. Но из-за сложной экономической ситуации в горнодобывающей промышленности самосвалы с внедренной разработкой простояли без дела почти 2 года. И лишь недавно 4 грузовика, оборудованных датчиками, начали испытывать систему в полевых условиях. Если все пойдет по плану и система мониторинга разработанная в Институте машиностроения зарекомендует себя должным образом, то не исключено, что в будущем подобные «черные ящики» будут устанавливаться абсолютно на все БелАЗы. Экономический расчет прост: к примеру, новый редуктор мотора колес стоит около 60 тысяч долларов, своевременный ремонт обойдется в десятки раз дешевле. Установив аналогичные датчики и на другие узлы самосвала, необходимость в дорогостоящем сервисе станет реже. А это значит, что наши БелАЗы станут еще более конкурентоспособными.
01.12.2017 21:31

Эта разработка наших ученых в корне может изменить принцип работы знаменитых БелАЗов и сделать дорогостоящий ремонт этого самосвала в десятки раз дешевле. Ученые внедрили систему мониторинга редуктора мотор-колеса. Данный узел в самосвале часто ломается, а его замена стоит примерно 60 тысяч евро. Белорусские ученые из Института машиностроения нашли способ, как вовремя распознать поломку. Как создавался «черный ящик» для БелАЗа. «Всем наука» - прямо сейчас.

Институт машиностроения. Вот уже 60 лет в стенах этого учреждения разрабатываются и воплощаются в жизнь не только перспективные направления в сфере создания автомобильной техники, но и проектируется оборудование, которое становится востребовано не только на белорусском рынке, но и за пределами страны.

Виртуальное моделирование и расчетные методы эти направления по праву стали визитной карточкой института машиностроения. За этими услугами сюда обращаются даже такие гиганты машиностроения, как БелАЗ. Кстати, с белорусским автомобильным заводом здесь сотрудничают уже больше 10 лет.

БелАЗ. С точки зрения обывателя - самый большой самосвал в мире, глазами профессионала - отличный помощник на карьерах и рудниках, а ученый скажет, что этот грузовик - уникальная конструкция из сложнейших инженерных узлов и агрегатов, где стоимость запчастей достигает от сотни до нескольких десятков тысяч евро. Поэтому ремонт БелАЗа — удовольствие дорогое.

В том числе и эта проблема стала одной из тем докторской диссертации Николая Ишина. В ней ученый предложил способ, как можно избежать непредсказуемых и дорогих поломок карьерных самосвалов.

Ученый сделал заключение: чтобы предотвратить внезапный выход из строя редуктора мотора колес и своевременно произвести его обслуживание, необходимо постоянно следить за техническим состоянием этого узла. Для этого нужно было создать датчик, который не только собирал бы все необходимые данные, но и смог предупреждать водителя о возможной поломке самосвала. Проще говоря, система мониторинга: на панели зеленый свет – все в порядке, желтый – сигнал на диагностику, красный – срочно на станцию.

Перед тем как взяться за работу, ученые из Института машиностроения еще в 2009 году встретились с коллегами с БелАЗа. Именно тогда было определено, какой именно станет система мониторинга и как она будет работать. На бумаге и в виртуальных чертежах проект находился несколько лет. Только после того как теоретики завершили свою работу, за дело взялись инженеры. Уже через несколько месяцев опытный образец был готов. Но по объективным причинам тогда создать идеальный образец было сложно. Все уперлось в дефицит качественных комплектующих.

Без подобных датчиков сегодня не обходится ни одна техника. Работу узлов и деталей, к примеру, легкового транспорта, вертолетов контролируют сразу несколько десятков таких систем. Что уж говорить о БелАЗе. В итоге после двухгодичных испытаний в карьере Полтавского горно-обогатительного комбината ученые добились того, чего ожидали. И в 2015 году на Новополоцком заводе «Измеритель» было заказано 10 комплектов систем мониторинга. Позже все они были установлены на БелАЗы, которые отправились на продажу в Россию. Но из-за сложной экономической ситуации в горнодобывающей промышленности самосвалы с внедренной разработкой простояли без дела почти 2 года. И лишь недавно 4 грузовика, оборудованных датчиками, начали испытывать систему в полевых условиях.

Если все пойдет по плану и система мониторинга разработанная в Институте машиностроения зарекомендует себя должным образом, то не исключено, что в будущем подобные «черные ящики» будут устанавливаться абсолютно на все БелАЗы. Экономический расчет прост: к примеру, новый редуктор мотора колес стоит около 60 тысяч долларов, своевременный ремонт обойдется в десятки раз дешевле. Установив аналогичные датчики и на другие узлы самосвала, необходимость в дорогостоящем сервисе станет реже. А это значит, что наши БелАЗы станут еще более конкурентоспособными.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =